Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением

Страница 3

Таблица 1 Традиционный и позитивный педагогические подходы к проблемам подростков

Проблема

Воздействие на вторичные способности при традиционном подходе

Воздействие на первичные способности при позитивном подходе

Лень (недостаток трудолюбия)

Центрирование на усердии в деятельности: неудовлетворительная оценка, вызов родителей в школу, наказание.

Центрирование на уверенности, контакте, доверии.

Систематические прогулы занятий

Центрирование на пунктуальности, совестливости: педагогические беседы, извещение родителей, наказание, запреты.

Центрирование на времени, образце для подражания.

Нарушение дисциплины

Центрирование на послушании: вызов к директору, беседа с родителями, наказание.

Центрирование на терпении.

Плохая успеваемость

Центрирование на усердии, совестливости: порицание, угроза оставить на второй год обучения.

Центрирование на уверенности, надежде.

Традиционный путь воздействия на "неудобное" поведение более известен, а поэтому и более приемлем. он и более легок и краток. силовыми методами воздействия проще добиться желаемого результата немедленно, не замечая, что у ребенка появляются другие, не менее сложные проблемы. происходит это потому, что базовая причина не устраняется, а ищет другой канал выхода и находит его в болезни, страхах, агрессивности, девиантном поведении и др.

Понятие "способности" содержит некоторую неопределенность: их не всегда можно увидеть или измерить. В решении педагогических ситуаций необходимо постоянно обнаруживать скрытые способности, больше того - предвидеть, какими они могут стать. В каком-то смысле способности - это скрытые желания, стремления человека.

При помощи позитивной интерпретации поступка мы имеем дело не с констатацией факта, своего рода диагнозом, а с изменением точки зрения на проблему. Это помогает найти пути ее разрешения. Например, если мы интерпретируем лень как способность сохранять энергию, то, во-первых, исчезает традиционное отрицательное отношение к лени, а во-вторых, возникает вопрос: зачем ребенку необходимо сохранять энергию? А может для более важных дел, для восстановления физической и психической активности. После такого осмысления уже не нужно бороться с ленью, а надо думать о том, как восстановить физические и психические силы ребенка. Лень исчезнет после исчезновения потребности в ней.

Также можно переосмыслить и другие педагогические проблемы подростка. Рассмотрим самые распространенные из них. Очень часто педагоги и родители страх ребенка рассматривают как трусость, неспособность к адекватному поведению в трудных ситуациях и расценивают это качество как отрицательное. Но если представить страх как способность избегать угрожающих ситуаций, осторожность, то он приобретает положительную окраску. Нарушение дисциплины - это не психологическое отрицание внешних авторитетов, сочетающееся с эмоциональными вспышками (гнев, дерзость), а способность сказать "нет". Агрессивность можно рассматривать не как воинственность, жестокость, но как способность спонтанно, эмоционально реагировать на что-либо. Упрямство - это не нежелание подчиняться установленному порядку, а способность возражать авторитетам. Акцентуации характера - способность к оригинальному стилю поведения; замкнутость - способность довольствоваться общением с собой; медлительность - способность воспринятое пережить в себе, не подвергать себя опасности; соперничество - способность отстаивать свои интересы и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Этнокультурное воспитание
Фольклор в наши дни является объективной ценностью представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное, дидактическ ...

Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...

Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru