Сущность экологического воспитания

Страница 2

Эффективная реализация функций экологического сознания ведёт к формированию у школьников экологической культуры, которая включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил отношения к природе, умений и навыков её изучения и охраны.

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом:

Экологическая культура рассматривается учёными, как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Л.П. Салеева – Симонова определяет экологическую культуру, как качество личности, компонентами которой являются:

- интерес к природе и проблемам её охраны;

- знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

- формирование знаний о единстве природы, её значение для жизни человека, о взаимодействии в системе человек – природа – общество;

- формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

- воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам.

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

Цель, задачи и принципы экологического воспитания

Целью экологического воспитания школьников является формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цель системы экологического воспитания заключается в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности. И все эти основы экологического воспитания и образования должен сформировать у детей младшего школьного возраста учитель. Ему необходимо выбрать правильные методы и формы работы с детьми на уроке и во внешкольной деятельности. И основными показателями экологического воспитания является понимание школьниками современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования; возродить забытые народные традиции, национальное педагогическое наследие, рассматривающее вопросы отношения к природе.

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основы формирования чувства гражданственности
Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование исти ...

Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются ...

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru