Значение окружающей среды в развитии личности молодого человека

Статьи о педагогике » Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов » Значение окружающей среды в развитии личности молодого человека

Страница 3

Такие формы проявления самостоятельности школьников как учебно-предметное позиционирование и социальное позиционирование, имеют принципиально разные основания: содержательный – понятийный - и социокультурный конфликты соответственно. Организация школьного образования в форме совместной деятельности, сотрудничества, полагающего умение вести собственное рассуждение с учетом суждения другого (сверстника, младшего или старшего) является необходимым условием становление позиции, сначала в рамках учебного предмета, затем в расширяющейся рамке социокультурного взаимодействия. С этим сопряжены и принципиально иные основы мониторинга качества образования в подростковой школе: по увеличению "рамки", временной перспективы, к определению которой для себя подготовлен подросток можно судить об эффективности образовательного процесса. Таким образом, в предлагаемой нами модели заложены психологически оправданные основы смены оценки качества школьного образования.

Принципиальная смена образовательной парадигмы - выход на деятельностную педагогику - предполагает реконструкцию подростковой школы в опоре на возрастные новообразования: становление способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в окружающей среде, первоначально школьной образовательной, а затем и более широком социуме, культуре. Для того чтобы подросток оказался способным видеть собственное действие с учетом не только реальной возможности его исполнения, но и с учетом отношения к нему окружающих, отношения разных социальных групп к своему действию (в пределе – взгляд через приму культуры), необходимо специально проектировать школьную среду как совместно преобразуемый образовательный ресурс. Рассматривается модель образовательной среды, в которой заложены возможности наиболее полного формирования способности школьников самостоятельно строить свое поведение.

Образовательная среда проектируется нами как ресурс для развития совместно действующих субъектов образования и как ресурс развиваемый, реконструируемый, преобразуемый совместно действующими в ней субъектами.

Основной принцип проектирования такой образовательной среды заключается в построении совместных действий субъектов образования (педагогов и учащихся и школьников между собой). Эти действия должны быть открытыми, т.е. полагающими включение в свои действия действий другого (других) - "совокупные" действия в терминологии Д.Б. Эльконина. Открытое действие по своей природе таково, что не может быть изначально задано, оно всегда должно быть найдено и выстроено соответственно ситуации или цели совместной деятельности. Таким образом, открытое действие, с нашей точки зрения, по своей сущности является поисковым, исследовательским. Модель образовательной среды, обеспечивающей становление открытых действий, должна, по сути, проектироваться как система построения открытого взаимодействия, открытых отношений.

Принципиально важным в проектировании школьной среды для подростков как совместно преобразуемого образовательного ресурса (того, что осознано как необходимое) требует построения открытых действий между сверстниками (в моновозрастных группах и между ними), участниками разновозрастных групп и между ними, включая взаимодействие учеников и педагогов.

Принимая за исходную педагогическую задачу развитие самостоятельного, инициативного действия подростка, следует подчеркнуть, что педагогические действия, адекватные этой задаче, должны обеспечить освоение подростком культурных форм предъявления обществу своих позиций. В нашем исследовании экспериментально проверено, что наиболее важным условием становления у подростков собственных, авторских позиций является готовность педагогов (внутренняя, психологическая и методическая, технологическая подготовленность) к построению открытых ("совокупных", исследовательских) действий с учениками и между ними, которая наиболее полно отражается в способности моделировать ситуации для выхода подростков в новые жизненные позиции. Это могут быть социокультурные ситуации и учебные, но надпредметные. Как (не)влияет (не)умение, готовность педагогов к моделированию образовательных ситуации на динамику развития возрастных новообразований подростков и как подготовить педагогов к проектированию таких ситуаций составляет предмет самостоятельной публикации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Виды деятельности, используемые на музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику. Занятия по музыке значи ...

Развитие педагогики, школы и деятельности педагога на Западе в ХХ – начале ХХΙ вв
Социально – экономические и политические факторы начала ХХ в., осложненные условиями военного времени, привели к серьезным изменениям как в деятельности школы, так и в подходах к педагогическим пробл ...

Структура определения
Знание определения не гарантирует усвоения понятия. Методическая работа с понятиями должна быть направлена на преодоление формализма, который проявляется в том, что учащиеся не могут распознать опред ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru